воскресенье, 18 декабря 2016 г.

Полчаса стихосложения

10 декабря меня занесло в книжный магазин "Плиний старший" на творческую встречу с поэтом Нелли Закусиной. Т.е/ я туда специально поехала, потому что давно хотела послушать, как автор читает свои стихи. Предполагала, что он укажет интонацией, как их понимать, это будет самое правильное прочтение. У Нелли Закусиной мне понравилось одно из тех, стихотворений, которые публиковали в анонсах встречи.

Было такое опасение, что одно стихотворения понравилось. а остальные могут оказаться не такими. Опасение не оправдалось, понравилось решительно всё.




Как сказала сама Нелли Михайловна, стихотворения нравятся, если в них люди узнают себя, если они переживали что-то подобное. Именно так. Но дальше было неожиданно. Она ещё сказала, что всё, описанное в её стихах, она не переживала. "Если бы я всё это пережила, я бы сдохла..." - сказала она. Стихи у неё действительно все грустные, о расставаниях, о несостоявшейся любви. Но как можно такое написать, не пережив? Я почувствовала себя обманутой. А она ещё усугубила ощущение, что меня водят за нос, тем, что не ждёт больше музы, подстёгивает её, сама себя вгоняет в творческое состояние, чтобы писать. Получается, что нет в стихах искренности?

Сборник стихов не пришлось покупать, Н.М. подарила их всем желающим, даже по два сборника, взрослый и детский.


На встрече присутствовал художник, иллюстрировавший книжку - В.Н. Курилов. Много акварелей с видами Новосибирска, рассматривать их - отдельное удовольствие.

Читая книжку дома, я над каждым стихотворением гадала, испытывала ли поэтесса то, что в нём описано, или нафантазировала. А с дочерью мы обсуждали, как поэт может от заурядного (или незаурядного) природного явления неожиданно перейти к событиям человеческой жизни. И получается, что стихотворение не о весне, капели. листопаде, тумане, морозе, а о человеке. Например, как здесь:

До чего мороз туманен.
Воздух - хоть мешком носи.
Словно в белом океане
пробирается такси.

Нету берега, на ощупь - 
сквозь молочное стекло
выезжаем мы на площадь
и белым-белое бело.

Не бодрюсь и не пугаюсь,
не впервой по январю,
из машины выбираюсь
и спасибо говорю.

В эти дни с любым прохожим
тема есть - поговори!
"Нос, похоже отморожен,
эй, прохожий, нос потри!"

Штука славная - морозы.
Я с утра ещё
всерьёз еле сдерживала слёзы...
А гляди-ка... Не до слёз!

Это про что? Про мороз, который частенько в наших краях случается? Про единение людей во время мороза? Или про то, что с автором произошло недавно, из-за чего она еле сдерживала слёзы? И произошло ли это с ней? И почему мороз провоцирует такие стихи?

"Easy!" - сказала моя дочь, - "Давай ты придумываешь природное явление, а я скажу, с каким переживанием его можно связать." Ok, в этом году деревья листья сбросить не успели, стремительно началась зима. Так и стоят в листьях в декабре. И тут я сама поняла, что это прошлое, с которым человек не желает расстаться, хранит его атрибуты, как будто прошлое счастье можно вернуть, сохраняя их. Осталось только зарифмовать идею, помог Есенин :-)


Дуб мой неопавший, дуб почти зелёный,
Что стоишь под снегом, летом охмелённый?

Как не понимаешь: пролетело лето.
Сохраняя листья, не исправишь это.

Тяжело для веток снег держать, и листья.
Скрюченные наземь сбрось, освободись ты.

Было то, что было. С прошлым расставаясь,
Пережди ненастье, снегом укрываясь.

Я, как ты, избавлюсь от воспоминаний,
Никаких истерик, о любви стенаний.

Будет снова лето, оживём с тобою.
Ты зазеленеешь буйной головою.

Я похорошею, буду улыбаться.
Нам ли от порывов ветра пригибаться...

Вот и скажите, испытала я это или нафантазировала? ;-) Не верю я Закусиной, что она пишет не по своим переживаниям...



Комментариев нет:

Отправить комментарий