четверг, 2 июля 2015 г.

Сузун

Однажды, тихим весенним вечером я сидел в кабинете и думал, как бы сорваться дня на два или на три в любимую тайгу..

Черкасов А.А. Из записок сибирского охотника

Примерно так начинается рассказ Александра Александровича Черкасова, бывшего в 1871 г. управляющим сузунского медеплавильного завода. Рассказ напечатан в журнале "Природа и охота" в конце XIX века. Разворот этого журнала мы увидели в сузунском краеведческом музее. Мысли сегодняшних офисных работников, мы же тоже "сорвались" в Сузун, дав волю подобному желанию.

Сузун находится в 200 км от Н-ска, т.е. ехать долго. И если пытаться обойтись одним днём, то большую часть этого дня проведёшь в дороге. Поэтому мы поехали с ночёвкой. За 10 км от Сузуна. в с. Верх-Сузун, рыбное место, и есть база отдыха для рыбаков. На самом деле это переоборудованный советский детский сад. Просторные помещения, всё обшито деревом внутри, 1 000 руб в сутки с ужином и завтраком, а на завтрак красная икра. От Сузуна дорога грунтовая, засыпана щебнем, поэтому лучше ехать по краю поля.

Приехали на базу мы к обеду и сразу пошли в поход. Перешли по мостику речку Верх-Сузун и направились прямо в Сузунский бор.

Дождя не было давно, поэтому грибов в бору тоже не было, а было много земляники и комаров, и немного зверобоя и душицы.

На выходе из бора повалялись в сене.

В этот день мы протопали 19 км, вернулись на базу к ужину. Сходили в баньку, заварили чай с травами, пожарили семгу на решетке, посмотрели на звёзды.

Утром пошли в другую сторону - вдоль Оби, к рыбацкому месту, туда-обратно 10 км.

И потом поехали в Сузун.
В Сузуне осмотрели медеплавильный завод. Выдавили себе по монетке.

Эта часть музейного комплекса работает с 12 до 15 каждый день, кроме субботы.
А краеведческий музей работает с 10 до 16 в воскресенье, в субботу и у него выходной.

В музее, если разговорить сотрудников, они поведают потрясающие истории.

Например, о том, что один из управляющих завода, Тистров Василий Иванович, был дедом Н.К. Крупской. А другой управляющий завода, Черкасов Александр Александрович, был писателем, писал в стиле Пришвина ("Из записок сибирского охотника", "На Алтае" - его произведения).

Ещё одна почти детективная история, про солдатскую фляжку, которую в 2014 г. в Калужской области на своём огороде нашла неравнодушная женщина. Фляжка теперь хранится в музее в Сузуне, не буду объяснять почему, сами узнаете.

Там, в музее, стоит сейф заводоуправления, в котором нижнюю часть открыли, а верхнюю до сих пор не могут. Что за секреты в нём хранятся?

Родственников ещё одного управляющего завода директор музея нашла через программу "Жди меня".

В общем интересные люди работают в этом музее, и работа и у них интересная, или они делают её такой.

Центр Сузуна вполне себе симпатичен, с сибирской монетой, с прудом на речке Сузун.

Я бы ещё раз туда съездила, когда откроют монетный двор.