вторник, 12 мая 2015 г.

Четыре балды с «Талды»

В известном романе Стивена Кинга из цикла «Тёмная башня» перед главным героем стояла задача «собрать троих», моей задачей было собрать четверых, т.к. четырёхместный номер на базе «Талда» стоил дешевле двухместного. Иногда задача кажется невыполнимой (попробуйте оторвать своих друзей и приятелей на майские праздники, когда день год кормит, от их огородов), но решается неожиданно легко – две Наташи и Лена согласились поехать со мной на Алтай сразу или почти сразу.

И вот 8 мая в полночь женская компания (средний возраст участников 47 лет) отвалила от гостиницы «Золотая долина» в автобусе, заполненном молодёжью студенческого вида, на Алтай. Всю дорогу мои компаньоны проспали, не видели Бийска и Горно-Алтайска, хотя светает в это время года рано, и в 4 утра можно было прекрасно разглядеть пустые города в праздничном убранстве.
Автобус мы покинули первыми, у Соузгинского моста, на левом берегу Катуни, остальные поехали дальше, на Чемал. Нас должна была встретить машина с базы «Талда», но машины не было. Пришлось будить разных людей, отвечающих за организацию доставки. В течение получаса вопрос решился, и нас довёз до базы хозяин базы на своём джипе. В планах было позавтракать и доспать, но спать не хотелось, поэтому позавтракали и пошли гулять.

Моя мечта увидеть маральник и кандыки сбылась сразу – скалистые берега Катуни были покрыты розовыми кустами, а ближе к земле и кандыков было много. Если бы больше ничего не произошло, то мне и впечатлений от созерцания этого чуда было бы достаточно.

Первая наша прогулка получилась короткой – к небольшому озеру за 2,5 км от базы. Как раз в том направлении тянули ЛЭП, поэтому путь был усыпан поваленными деревьями, искорёжен корчёвкой и колёсами тяжёлой техники.

Но ещё он был покрыт первоцветами. Я вспомнила знакомые с детства, но подзабытые названия цветов – ветреница лесная и лютичная, первоцвет крупночашечный, калужница болотная, кислица, хохлатка.

Налюбовавшись видами, подзагорев и подустав, мы вернулись на базу, когда кафе там закрылось после завтрака, но ещё не открылось на обед. Поэтому попили чай и легли спать.
На обед нас накормили "Цезарем" и солянкой. Все интернетные отзывы о медлительности персонала кафе оказались неправдой. Обед на веранде с видом на Катунь не мог быть плох.

На вечер у нас по плану были шашлыки и баня. К приготовлению шашлыков приступили после солнечных ванн на скамейках. Лена ещё дома прекрасно замариновала мясо, одна Наташа умело управлялась с огнём, вторая Наташа сходила со мной к той просеке под ЛЭП, под которой мы гуляли, за дровами. Неспешно приготовили шашлык, поели, оставив вторую порцию на "после бани", и пошли в сауну.

В сауне было два входа, поэтому стремящиеся в соседнюю баню студенты и ошибающиеся дверями, сначала ошибались в одну дверь, потом тут же в другую. Это было весело. После бани шашлык пошёл уже с грузинским вином.

Холод в домике не помешал всем быстро уснуть, про обогреватель, который можно было взять, никто не вспомнил.
Утро следующего дня было дождливым, но прогноз погоды обещал солнце после обеда. Дождь был слабым и прекратился к нашему выходу в поход. Поход предстоял через гору к "Бирюзовой Катуни", километров 8 в одну сторону, столько же обратно. С асфальтовой дороги мы решительно свернули на гору.

Поначалу просёлочная дорога своим состоянием наводила на мысль, что там ходили танки, но потом мы перешли на "джиповую" дорогу. Шутка про то, что чем круче джип, тем дальше идти за трактором, была не про нашу дорогу - наша оказалась лёгкой и приятной. Цветов ещё больше, виды ещё красивее, чем вчера.

Отдельно скажу про клещей. Их много там. Штаны - в носки, побрызгаться отравой, осматриваться часто. Больше всего клещам понравилась Наташа, потому что она ложилась на землю отдыхать. Я сняла с себя всего пару штук. В общем, если внимательно отнестись к этой проблеме, то неприятностей можно избежать.
С наивысшей точки нашего подъёма открылся вид на "Бирюзовую Катунь", реку Катунь и мост через реку Катунь, по которому нам предстояло перейти на правый её берег, к источнику Аржан-Суу.

И был продолжительный спуск, который на обратном пути должен был превратиться в затяжной подъём. Миновали горнолыжку, которую Наташа-любительница лыж взяла на заметку. Выглянуло солнце, стало жарко.
Развлекательный комплекс "Бирюзовая Катунь" не работал, был закрыт, сезон у них ещё не начался. Пришлось проникать на территорию через дыру в заборе. Видели ещё одного нелегала - суслика, у него там нора.

Перешли по мосту к Аржан-Суу, где конечно было многолюдно, торговля шла бойко. Пообедали лагманом и салатом из папоротника. Купили копчёного хариуса и черемши.

Обратно по мосту, через дырку в заборе, мимо норы суслика, на тяжёлый подъём возле горнолыжки.

Обливаясь потом, с красными лицами и сбившимся дыханием мы ползли за бодро вышагивающей и распевающей песни Леной. Поднялись на 250 м, отдышались.

А дальше опять была приятная и лёгкая дорога, только коленки уже дрожали и подгибались.

Когда мы вышли на асфальт, Лена произнесла фразу из заголовка: «Четыре балды с "Талды"».

GPSies - Талда - Бирюзовая катунь
До вечера балды загорали.

Вечером была баня русская, с веником и купанием в Катуни. Вода в Катуни градусов 6-7, после неё летний душ возле бани казался тёплым. Некоторые купались не летом впервые и сами не могли поверить, что сделали это, оглашая округу визгами.

После бани у нас был ещё хариус, черемша и оружие массового поражения - семечки.

А весь следующий день пялились в окно автобуса, ели пирожки в Сростках, спали сидя.
"Тост должен быть коротким, как выстрел!" - говорил один персонаж фильма "Особенности национальной охоты". У нас отдых получился коротким, как выстрел, и содержательным. Наповал сразил красотами весеннего Алтая - долго будем вспоминать.